Jump to content


Photo

Устный экзамен по лит-ре. билеты и ответы=))


341 replies to this topic

#31 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 03 April 2005 - 11:58

билет №15. 1) Пейзажная лирика Фета. Чтение наизусть одного из стих. 2)Судьба крестьянства в произведениях Шолохова (на прим. одного из произвед) 1)Человек и природа в лирике А.А.Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений.    Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.         В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).         Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой:         Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.         Цветение сердца — символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:         Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.         Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:         Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес.         Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».         «Шепот, робкое дыханье...» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета— «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни — высшее выражение душевного подъема.         В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) — самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н—л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.         Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.         Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки — это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:         А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 2)Судьбы крестьянства в произведениях М. А. Шолохова (на примере одного произведения). 1. “Тихий Дон” — роман-эпопея. 2. Исторические корни казачества. 3. Судьба Григория Мелехова — составная часть судьбы донского казачества, судьбы России. 4. События истории — проверка моральных качеств личности. 1. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон”, несомненно, является наиболее значительным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества на фоне конкретных исторических событий. Роман-эпопея охватывает период великих потрясений в России, раскрывает и показывает судьбы многих людей, связанных с этими событиями. 2. Жизнь донского казачества автор определяет двумя понятиями — казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Исторически казачество образовалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Основную массу казачества составляли крестьяне, бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами, хорошими хозяевами. Земля для них — это и солнца дар, и обычная пашня, где бредут за волами с плугом казаки, и сенокосы в пойме Дона. Но понятие земли в романе представлено более обширно. Для казака это еще и любовь, и дом со спокойной, размеренной жизнью, и свобода, и, самое главное, это Родина. Жизнь немыслима без всего этого. 3. Драматичность судеб донского казачества наиболее ярко открывается в истории жизни Григория Мелехова. Этому мужественному и открытому душой человеку выпало на долю, можно сказать, все, что определяло век, — война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, уничтожение казачества, крестьянства... Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его. В человеческой натуре Григория Мелехова переплелись казачья вольность и судьба народа. То, что мы узнаем из первых глав о молодом парне Гришке, — уже бунт, вызов насилию и несвободе. Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий “домострой” семьи хочет решить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему — уходит с Аксиньей, чтобы жить, как душа велит. Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на самих ее знаменах. Но не было в жизни Григория большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о мужской, казацкой чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями безоружных пленных. А впереди будет еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория, едва он вернется в родной хутор Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя. Поэтому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот наконец и определилось все — и для него самого, и для родного края: “Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее...” — он мчится в сражение с “краснопузыми”, запалив коня, и будущее ему представляется как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем шлях... Между тем впереди только новые крушения. Ждет его горькое прозрение в мятеже, когда придется признать: “Неправильный у жизни ход...” Ожившая было надежда, что можно как-то заново “переиграть жизнь”, в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией, и он скажет своему дружку Мишке Кошевому: “Все мне надоело: и революция, и контрреволюция... Хочу жить возле своих детишек...” Но и это явилось временной передышкой. И погонит его снова судьба дальше — через фоминскую банду, через новые смерти, гибель Аксиньи... И все-таки он совершит свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернуться к родному куреню, на знакомую донскую кручу Судьба Григория Мелехова — это тревожная судьба самого народа. Мечта Григория жить жизнью труженика, семьянина, кормильца постоянно разрушается жестокой реальностью гражданской войны. Колесо истории не только перевернуло все в этом мире, но и проехалось по каждой отдельной судьбе. У Григория была свобода, любовь, счастье. Все это кончилось. Нет семьи, нет любви, рухнули все привычные устои, жизнь принимает какие-то чудовищные формы. “Ночь” обступила героя со всех сторон. Символ жизни — солнце — Шолохов рисует черным — символ неблагополучия в мире, подчеркивая, что эпоха классовых битв делает невозможным простое человеческое счастье. Судьба Григория — одинокий голос тоски и потерь. Тоскует он по такой правде, “под крылом которой мог бы согреться каждый”. Но такой правды нет ни у белых, ни у красных. Сама душа его выжжена, будто черная степь. И все-таки остается последняя, но очень важная ниточка, связывающая Григория Мелехова с жизнью, — это родной дом. Дон, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле. 4. Индивидуальная судьба и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, труден поиск истинного пути. А жизнь человеческая, как и смерть, становится проверкой моральных качеств личности.
  • 0

#32 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 03 April 2005 - 12:10

билет №16. 1Изображение русского национального характера в произведениях Лескова (на прим. одного из произвед.) 2Военная тема в лирике Твардовского. Чтение наизусть одного из стихов.   Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения). 1. Общая оценка творчества И. С. Лескова. 2. И. С. Флягин — герой повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”. 3. Жизнь и судьба Ивана Флягина — духовный рост человека: — жизнь в господском доме; — воспитание девочки; — плен; — возвращение; — Груша; — в солдатах; — дорога к людям во искупление греха; — суд над собой. 4. Герой повести — обобщенный образ народного характера. 1. Н.С. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами. Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта — главные черты Ивана Северьяныча Флягина — героя повести “Очарованный странник”. Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем: “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...” Это своеобразный ключ к пониманию этого образа. 2. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его — это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. “Своего пути не обежишь”, — считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап — это жизнь в господском доме. В нем живо молодецкое озорство и... в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло. Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи. Второй этап — это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка. Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей. В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. “Знойный вид, жестокий; простор — краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”. Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Благодаря встрече с цыганкой Грушей “странник” открывает “красу природы совершенство”, колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой — опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием. После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть “прежнее бытие и звание”. Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя “великим грешником”. Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему “за народ очень помереть хочется”. 4. Созданный автором образ “очарованного богатыря” содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека — жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле. 2Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного из стихотворений. 1. Жизнь поэта с народом. 2. Лирические стихотворения о мужестве. 3. Послевоенная память. 1. Среди поэтов XX века особое место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. В поэме “За далью — даль” (1953—1960) Твардовский писал: Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Всего с лихвой дано мне было В дорогу — света и тепла... Чтоб жил и был всегда с народом, Чтоб ведал все, что станет с ним, Не обошла, тридцатым годом, И сорок первым, И иным... 2. В жизни поэта было много испытаний, горьких впечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной в качестве сотрудника фронтовой газеты “Красная звезда”, видя ужасы войны, Твардовский говорил в своих стихах о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжелые минуты испытаний: Когда пройдешь таким путем Не день, не два, солдат, Еще поймешь, Как дорог дом, Как отчий угол свят. Избегая риторики, простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях; стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим — неприятие войны (“Война — жесточе нету слова”), сострадание к погибшим (“Война — печальней нету слова”), священная необходимость защиты Родины (“Война — святее нету слова”). Ужас войны запечатлелся в памяти поэта еще во время финской кампании в образе бойца-парнишки, “что был в сороковом году убит в Финляндии на льду”: Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. ……………………………………….. Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу, — Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький, лежу. Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение “Я убит подо Ржевом”. Безымянный бой, негероическая смерть (убит при бомбежке), похоронен в безымянном болоте вместе с другими, такими же безымянными солдатами — от лица этого неизвестного солдата и говорит поэт. Прах этих рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему: Я — где корни слепые Ищут корма во тьме, Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме. Они вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала, они хотят знать, что знамя победы развевается над Берлином: И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за Родину пали, Но она — спасена. Мертвые просят помнить о них, потому что в победе — “наша кровная часть”, и завещают живым счастье жить на земле, сохранять достоинство и в горе, и в ликованье: Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой, Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата, Что погиб за нее. 3. Теме памяти посвящено стихотворение “В тот день, когда окончилась война”. Во время праздничного салюта наступила “особая для наших дум минута”, когда “прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне”. Ведь во время войны “те, что живы, что пали — были мы наравне”, потому что оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра. И поэта не покидает чувство вины перед павшими. Стихотворение 1966 года “Я знаю, никакой моей вины...” — одно из самых исповедальных: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же... Твардовским были созданы такие замечательные стихи, посвященные “жестокой памяти-войны”, как “22 июня 1941 года”, “9 мая”, “Сыну погибшего воина” и другие. В этих стихах Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат: Вот мать того, кто пал в бою с врагом За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди. Для стихотворения “Рассказ танкиста” основой послужил простой факт о боях на улицах Полтавы, переданный поэту его старым знакомым. Долгими днями и ночами ковал победу русский солдат, вечностью была для него дорога к победе, “Дорога до дому”: Он был от плеча до плеча награжден, Но есть ли такая награда, Что выслужил, выходил, выстрадал он? — Пожалуй, что нет. И не надо! В послевоенные годы критики твердили о том, что необходимо “отвлечь художника... от жестокой памяти войны”, но поэт говорил: “...для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать”. Своим творчеством он хотел “почесть всем отдать сполна”: и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, — всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.
  • 0

#33 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 03 April 2005 - 12:13

билет №17. 1) Как понимают счастье герои и автор поэмы Некрасова"Кому на Руси жить хорошо". Чтение наизусть отрывка из поэмы. 2) Тема Великой Отечественной Войны в прозе ХХ в. (на примере одного из произведений) 1)Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? Чтение наизусть отрывка из поэмы. 1. Художественное исследование народной жизни. 2. Фольклорная основа поэмы. 3. Кому на Руси жить хорошо? —говорящие названия; — образ крестьян; — идеал счастья: — попа; — помещика; — народа. 4. Понимание счастья Некрасовым. 5. Образы бунтарей — народных заступников. 6. Образ Г. Добросклонова — нравственный идеал Некрасова. 7. Оптимистический финал поэмы. 1. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова “Элегия”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир. 2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай”, не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож. В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая “целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...”. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой обрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок. Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест: У каждого крестьянина Душа, что туча черная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается... Центральный вопрос поэмы: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву А Пров сказал: царю... В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели: В чем счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь, Не так ли, друга милые? Они сказали: “Так”. Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие “счастье”. Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который “сам нуждается и рад бы дать, да нечего”. Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии: Французу не привидится Во сне — какие праздники, Не день, не два — по месяцу Мы задавали тут. Свои индейки жирные, Свои наливки сочные, Свои актеры, музыка, Прислуги — целый полк! Пять поваров, два пекаря... в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право: Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Богатство“прогрессивного” помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из “Киева — с вареньями, из Астрахани — с рыбою”. Покой помещика — вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует. Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях “был, а не убит”, “нещадно бит я палками” — а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как “родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. Покой — внутренняя гармония и чистая совесть. Честь — уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми. Для народа слова: богатство, честь, покой — наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести: Да, был мужик единственный! Имел он все, что надобно Для счастья: и спокойствие, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: “Не дело между бабами счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, “Бог сибирской язвою” трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям. Матрена называет деда Савелия — “богатыря святорусского”, который двадцать лет провел на каторге. Эти простые люди — золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков: Люди холопского звания — Сущие псы иногда! Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. 4. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением. Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли: Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. 5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. 6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе “Доброе время — добрые песни”, и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит: Судьба ему готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! 7. Песня “Русь” — гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая. Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.
  • 0

#34 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 03 April 2005 - 12:15

Великая Отечественная война в прозе XX века (на примере одного произведения). 1. Дань памяти прошлому. 2. Повесть Ю. Бондарева “Батальоны просят огня”: а) приказ командования; б) чувство долга; в) нравственная оценка выполнения приказа командования; г) соотношение норм права и морали; д) чувство вины комдива. 3. Нравственный выбор героев. 1. Сущность человека раскрывается лучше всего в дни великих и малых испытаний, через которые ему суждено пройти. Великая Отечественная война была испытанием из испытаний. И сколько бы лет ни прошло, она останется в памяти людей, переживших ее, в памяти их потомков, так как человеческая память не умеет молчать, а те, кто ушел ...кричат и будят нас, живых, Невидимыми, чуткими руками. Они хотят, чтоб памятником им Была Земля с пятью материками... Егор Исаев. Суд памяти Писателей можно по праву назвать поверенными Истории, хранителями памяти человеческой. В своих произведениях каждый по-своему сумел передать те “мгновения” войны, те глубинные процессы, происходящие в сознании людей, которые и определяют, способен ли человек остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Отдавая дань прошлому, памяти тех, “кто уже никогда не придет”, и тем, кто остался жив в этой схватке с фашизмом, писатели посвящают свои произведения: романы, повести, рассказы, стихи. К. Симонов “Живые и мертвые”; В. Гроссман “За правое дело”, “Жизнь и судьба”; В. Некрасов “В окопах Сталинграда”; Б. Васильев “В списках не значился”; К. Воробьев “Крик”, “Убиты под Москвой”; Ю. Бондарев “Горячий снег”, “Батальоны просят огня”. 2. Юрий Бондарев в одной из первых своих “военных” повестей — “Батальоны просят огня” — поставил проблемы ответственности за судьбу человека на войне. Основной конфликт этой повести связан с приказом командования: нескольким батальонам форсировать Днепр на одном из участков. В армии приказы обсуждению не подлежат, их следует в точности выполнять. Так и поступили батальоны Бульбунюка и Максимова. Но быстро изменившаяся обстановка внесла в планы командования коррективы. Первоначальный приказ уже по ходу операции пришлось отменить. Только двум батальонам это было неизвестно — они уже вступили в бой. Цена неожиданным коррективам оказалась самая страшная — один из батальонов, сковав значительную часть немецких сил, лишился обещанной огневой поддержки и был обречен. Как оценить эту непростую ситуацию? Можно ли ее оправдать? Герои Бондарева по-разному отвечают на эти вопросы. Капитан Ермаков судит трагический для его однополчан исход самым беспощадным образом. Прежде всего он винит себя. Ему мучительно больно оттого, что почти весь батальон, с которым он вместе уходил выполнять приказ и командование которым взял на себя в самые роковые минуты, пал, а сам он остался жив. Ермаков чувствует свою ответственность за погибших людей. Пробираясь после последнего боя из окружения, Ермаков думает: “Я командовал батальоном — и остался один. Так разве это не смерть? Так зачем я еще живу, когда все погибли? Я один?..” Нравственный максимализм Ермаков перенял от своих погибших товарищей. Он вспомнил вспыльчивого и несдержанного начальника штаба батальона Орлова, который никому не прощал на фронте одну вещь: “...на чужой крови, на святом, брат, местечко делать!” Ему близки оказались те нравственные законы, которые в любой обстановке исповедовал совсем юный лейтенант Ерошин. Для этого человека невозможно было даже принять какую-либо вещь убитого противника. Не потому, что хотелось остаться чистеньким. На войне так не бывает. Ерошину хотелось сохранить чистой свою душу До боя Ермаков не понимал Ерошина: “...раздражали его неопытность, наивная, неуклюжая молодость, его неумение понимать все с первого слова”. Это уже после трагической для батальона развязки Ермаков понял, что перевешивало все “грехи” Ерошина — романтическое отношение к войне, вера в справедливость, непоказное уважение к солдату и самое главное — чувство долга. Даже раненный, Ерошин думал не столько о себе и своих болях — прежде всего о предстоящем бое, который оказался для него последним: “Боже мой, орудие не замаскировано...” Вот почему Ермаков, выбираясь из окружения, не радовался своему спасению. Он думал о погибших товарищах: “Память его, не угасая даже в мгновении забытья, была дана ему как в наказание”. Отсюда суровость оценок Ермакова по отношению к командованию. В неожиданной корректировке приказов он увидел слабость своих командиров, которые, решая стратегические задачи, позволили поставить под удар два батальона. Командование думало о судьбе операции, Ермаков — о конкретных людях. В этом кроется одно из самых сложных противоречий войны. По-другому оценивает себя командир дивизии Иверзев. Оказавшись перед выбором, куда направить огонь артиллеристов — в поддержку двух батальонов или всей дивизии, которая выполняла уже новую задачу, он после недолгих раздумий остановился на последнем: “Этого требовали сложившиеся обстоятельства”. Угрызения совести Иверзева не мучили. Войну он понимал как трудную работу, где потери неизбежны. Неизбежная гибель двух батальонов, оставшихся без огневой поддержки, ему не представлялась трагедией большого масштаба. 3. Здесь Бондарев вышел на самую сложную проблему, которая в последних его книгах приобрела центральное звучание, — это соотношение норм права и морали. По военным законам Иверзева вряд ли можно осуждать. И Ермаков, бросивший комдиву тяжкие обвинения, с точки зрения устава совершенно справедливо оказался подвергнутым аресту. Но как быть с нравственной точкой зрения? Этого вопроса не удалось избежать Иверзеву. Своим дерзким поступком Ермаков заставил его задуматься о судьбах конкретных людей. В душе появились сомнения. Не случайно во время решающего боя, от которого зависел успех всей операции, командир дивизии лично поднял в атаку залегших от плотного немецкого огня бойцов, хотя необходимости личного участия Иверзева в боевых действиях не было. Не дело комдива ходить в атаку. В бой его повело чувство вины. Иверзеву думалось, что успех дивизии при взятии города загладит его вину в гибели двух батальонов. Повесть Ю. Бондарева “Батальоны просят огня” — это яркая, запечатленная предельно точно картина войны и множество состояний юной души, воспринимающей и оценивающей эту войну, человека в ней. И те обстоятельства, в которых оказываются герои повести, обнажают их духовную сущность, заставляют делать свой нравственный выбор.
  • 0

#35 Myers

Myers

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 54 posts

Posted 03 April 2005 - 21:37

2 ^Kajira^ сспсибо тебе большое за этот топик.офигеть. я запарился искать ответы на эти билеты, а так...а дальше писать будешь??
  • 0

#36 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 04 April 2005 - 16:32

Myers буду-буду=)) только временно у меня е будет работать комп (ща от подруги, но потом возможно допишу). Я так рада. что все на форум выложила. а то мне форматирование диска делать будут=)) все бы не сохранилось.
  • 0

#37 Shark

Shark

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 2,125 posts

Posted 04 April 2005 - 16:34

Гы-гы прикольно, я в прошлом году по этим билетам лит-ру сдавал... :)
  • 0

#38 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 04 April 2005 - 16:47

оу, а у тя на остальные ответы есть?
  • 0

#39 Shark

Shark

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 2,125 posts

Posted 04 April 2005 - 16:57

Возможно это странно, но все билеты я учил, и ответов в печатном варианте нету.... Хотя если очень надо могу поискать в письменном и напечатать.... тока какие номера нужны?
  • 0

#40 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 04 April 2005 - 17:00

Ну, я уже нашла до 17=)) включительно но мне бы лучше ответы на два вопроса пока=)) 1)  Тема родины и природы в лирике Блока. 2) Пейзажная лирика Фета. остольное все в инете нашла=))
  • 0

#41 Shark

Shark

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 2,125 posts

Posted 04 April 2005 - 17:04

2 Кая Ладно поищу... Ничего не обещаю, так как это было почти год назад и часть ответов могла затеряться...
  • 0

#42 Anti

Anti

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 410 posts

Posted 05 April 2005 - 10:19

Как ни странно но я купил книжку за 17 руб. и там все ответы на эти билеты... :) Только учи... а мне лень. Хотя тоже сдавать. Я ща хочу ЦТ попробывать написать и закрыть, только я нифига не шарю... в лит-ре.
  • 0

#43 Anti

Anti

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 410 posts

Posted 05 April 2005 - 11:02

1. Природа в лирике А. А. Фета. Чтение наи-
зусть одного из стихотворений.


1,   Творчество Фета знаменует новый этап в разви-
тии русской романтической поэзии.
В основе фетовской поэтики — особая филосо-
фия, выражающая зримые и незримые связи чело-
века и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень»,
«Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»),
Романтический герой Фета стремится слиться
с запредельным. Только жизнь в запредельном дает
ему возможность пережить состояние абсолютной
свободы. Но в это запредельное человека ведет при-
рода. Растворяясь в природном мире, погружаясь
в самые таинственные ее глубины, герой Фета обре-
тает способность видеть прекрасную душу природы.
Самый счастливый миг для него — ощущение пол-
ного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца — символ духовного соедине-
ния с природой (причем такого соединения, которое
происходит как эстетическое переживание). Чем
сильнее захватывает человека эстетическое пережи-
вание природы, тем дальше он уходит от реальнос-
ти. Такое раздвоение и есть художественное прояв-
ление романтического «двоемирия». Человек начи-
нает говорить на прекрасном языке природы:

Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:

Распахни мне объятья твои,
Густолистный, развесистый лес.

Лирическому герою хочется соединиться в объя-
тии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть»,
«Шепот, робкое дыханье...» Темы стихотворения:
природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный
полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет
изображает не столько предметы, явления, сколько
оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и
пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключе-
вые образы лирики Фета— «роза» и «соловей».
«Пурпур розы» в финале переходит в торжествую-
щую «зарю». Это символ света любви, восхода новой
жизни — высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон
сад...» соединены две основные темы Фета: любовь и
искусство (музыка) — самое прекрасное в человече-
ской жизни. Звуковые повторы усиливают воздей-
ствие фетовского образа. Аллитерация (н—л) созда-
ет звуковой образ, подчеркивает образ живописный.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Стихотворение можно сравнить с пушкинским
« Я помню чудное мгновенье...». Так же как и у Пуш-
кина, в фетовском произведении две основные час-
ти: говорится о первой встрече с героиней и о вто-
рой. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть
реальной, а только сильным и живым воспоминани-
ем. Годы, прошедшие после первой встречи, были
днями одиночества и тоски: «И много лет прошло
томительных и скучных». Последние четыре стро-
ки — это смысловое, музыкальное завершение сти-
хотворения. У Фета финал очень значим. Выража-
ется сила истинной любви и истинного искусства,
которые поднимают его над временем и смертью:

А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

  • 0

#44 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 12 April 2005 - 22:16

Как-то слишком кратко, но спасибо. Кстати, у нас новую форму сдачи экзамена ввели - собеседование =))
  • 0

#45 Dark_Priest

Dark_Priest

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 1,121 posts

Posted 14 April 2005 - 17:14

Бе... литература самый шляпный для меня экзамен был...
  • 0



Reply to this topic



  


0 user(s) are reading this topic

0 members, 0 guests, 0 anonymous users