Jump to content


Photo

Устный экзамен по лит-ре. билеты и ответы=))


341 replies to this topic

#1 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 14:45

В общем сдаю я лит-ру, сейчас ответы по билетам нахожу, может кто поможет, или кому тоже надо=)) в общем учусь потихонечку. Если будут советы, то с радостью выслушаю=))

*зеленым -уже найденные билеты=))[красный - то что искалось но не нашлось =((

билеты:билет №1
1. образ русской земли в "Слове о полку Игореве" Чтение наизусть отрывка в любом стихотворном переводе.
2. Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного рассказа)

билет №2
1) А.С. Грибоедов "Горе от ума" Чатский против фамусовского общества. Чтение наизусть отрывка из комедии.
2) Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина (на примере одного произведения)

билет №3
1) Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений
2) Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина (на примере одного из произведений)

билет №4.
1) Образ автора и героя в романе Пушкина "Евгений Онегин" Чтение наизусть отрывка из романа.
2) Споры о человеке в пьесе Горького "На дне"

билет №5.
1. Лирическое отступления в романе Пушкина "Евгений Онегин". Чтение наизусть отрывка из романа.
2. Образ Луки в пьесе М.Горького "На дне"

билет №6.
1. Герои романтических поэм Пушкина. (на примере одного из произведений)
2. Тема гражданской войны в русской прозе ХХ в. (на примере одного из произведений)

билет №7
1) Тема родины и природы в лирике М.Ю, Лермонтова. Чтение наизусть одного стихотворения.
2) Сатира и юмор в произведениях М.А. Булгакова (на примере ожного произведения)

билет №8.
1) Нравственные проблеы в романе "Герой нашего времени"
2) Тема революции в поэме Блока "Двенадцать". Чтение наизусть отрывка из поэмы.

билет №9.
1) Герои романтических поэм М.Ю, Лермонтова (на примере одного произведения)
2) Человек в тоталитарном государстве в произведениях Платонова (на примере одного из произведения)

билет №10.

1. Души "мертвые" и "живые" в романе Гоголя "Мертывые Души"
2. Тема России в лирике Блока. Чтение наизусть одного из стихотворений.

билет №11
1) Герои пьес Островского "Гроза"

2. Тема родины и природы в лирике Блока. Чтение наизусть одного стихотворения.

билет №12
1) Общая характеристика одного из романов Гончарова. "Обломов" или "обрыв"
2.Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотвор.

билет №13.
1)Герой романа "Отцы и дети", отношение к нему автора.
2) Темы родины в лирике Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихов.

билет №14.
1Любовная лирика Тютчева. Чтение одного произведения наизусть
2 Тема трагической судьбы  человека в тоталитарном государстве в произведениях Солженицина. на примере одного из произведений.

билет №15.
1) Пейзажная лирика Фета. Чтение наизусть одного из стих.
2)Судьба крестьянства в произведениях Шолохова (на прим. одного из произвед)

билет №16.
1Изображение русского национального характера в произведениях Лескова (на прим. одного из произвед.)
2Военная тема в лирике Твардовского. Чтение наизусть одного из стихов.  

билет №17.
1) Как понимают счастье герои и автор поэмы Некрасова"Кому на Руси жить хорошо". Чтение наизусть отрывка из поэмы.
2) Тема Великой Отечественной Войны в прозе ХХ в. (на примере одного из произведений)

Билет №18.
1) Основные темы и идеи в лирике Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений.
2) Человек и природа в современной прозе (на примере одного произведения)

билет №19.
1) Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки)
2) Тема любви в прозе Куприна (на примере одного произведения)

билет №20
1) Гуманизм романанов Достоевского "Преступление и наказание" или "Идиот"
2)Основные темы и идеи лирики Б.Л. Пастернака. Чтение наизусть одного из стихотворений.

билет №21.
1) Мысль народная в романе Толстого "Война и Мир" Проблема роли народа и личности в истории.
2) Стихотворение современного поэта, которое вам нравится. Чтение его наизусть.

Билет №22
1) Мусль семейная в романе Толстого "Война и Мир"
2) Тема города в поэзии А.А. Блока. Чтение наизусть (я буду читать Ночь.Улица.Фонарь.Аптека.=)))

билет №23.
Основные темы и идеи произведений Чехова: "Крыжовник", "Ионыч", "Попрыгунья", "Дама с собачкой", "Дом с мезонином".

билет№ 24
1. Прошлое настоящие и будующее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
2) Современная авторская песня. На примере 2-ух, 3-ех произведений любого автора=))


  • 0

#2 Till

Till

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 905 posts

Posted 01 April 2005 - 15:13

А где остольные билеты? ТАк мало не может быть, я хстати тоже собирался литру сдавать, но передумал. Если не найдёш совсем ответов то могу помочь, про Булгакова например, и Горького, и ащё кого нить.
  • 0

#3 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 15:15

я их пишу потихонечку=)) Till за любую помощь буду признательна, ща выложу билеты и начну ответы собирать, вместе со стихами=)), учить оказываеться намного меньше. чем я думала=)). ЗЫ всего 24 билета=))
  • 0

#4 Till

Till

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 905 posts

Posted 01 April 2005 - 15:26

Мдя... помогу чем смогу, щас гляну по своим знакомым сайтам мож и решебник тебе найдём, а нет помогу чем смогу. Я тоже к экзаменам готовлюсь, но я уже с Нового Года учу по Истории, 20 билетов выучил 8)
  • 0

#5 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 15:52

билет №1 1. образ русской земли в "Слове о полку Игореве" Чтение наизусть отрывка в любом стихотворном переводе. 2. ) Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного рассказа 1«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли    В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году нов-город-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.         Однако автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно он призывает прийти на помощь Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и вла-димиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.         Автор «Слова» не возражает против феодальных взаимоотношений своего времени, утверждавших удельную систему (со всеми пагубными последствиями раздробленности Руси), он возражает лишь против междоусобиц, посягательств на чужие земли («се мое, а то мое же»), убеждает князей в необходимости жить в мире и безусловно подчиняться         старшему по положению — великому князю киевскому.         Поэтому так прославляются в «Слове» победы Святослава Киевского. Именно он обращается с укором к Игорю и Всеволоду, отправившимся «себе славы искати», именно он с горечью порицает «княжеское непособие».         Автор «Слова» стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в «Слове» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом ».         Этой же идее — необходимости единства князей — подчинены и исторические экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя — Святославич!), «ковавшего крамолы».         Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича — времени единения Руси, тогда, как сейчас, порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давыдови».         «Слово о полку Игореве» — это не воинская повесть в собственном смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории. Автор «Слова...», обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно,, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси. Если лучшие из князей, наделённые любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить, страну от «поганых», та становится очевидной необходимость общих действий. «Слово...» содержит упрёк князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской. Игорь прощён автором и страной, Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит его в финале произведения. Исходным желанием Игоря, побуждением к походу была защита Руси. В походе он проявил мужество, верность брату в бою. Он томится в плену, тоскует по родной земле: «Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца». Князь рад своему возвращению на родину, он считает невозможным, противоестественным существование без неё: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы». Все это и побуждает автора славить Игоря. Русская земля, общий русский, мир оказывается не мстительным, а добрым, прощающим заблуждения- Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в «Сло-вё~.» очень ярко.. Святослав в своём обращении к князьям скорби о печалях Русской земли, но надеется на разум людей, помнит их заслуги и доблести. И потому в "золотом слове" Святослава звучит надежда оюъединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел Игорь. Голос Ярославнин слышится, на заре одинокой чечеткою кличет. "Полечу, говорит, кукушкою по Дунаю, Омочу бобровый рукав в Каяле-реке, Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его". Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая: "О ветер, ты ветер! К чему же так сильно веешь? На что же наносишь ты стрелы ханские Своими легковейными крыльями На воинов лады моей? Мало ль подоблачных гор твоему веянью? Мало ль кораблей на синем море твоему лелеянью? На что ж, как ковыль-траву, ты развеял мое веселие?" Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи: "О ты, Днепр, ты, Днепр, ты, слава-река! Ты пробил горы каменны Сквозь землю Половецкую; Ты, лелея, нес суда Святославовы к рати Кобяковой: Прилелей же ко мне ты ладу мою, Чтоб не слала к нему по утрам по зарям слез я на море!" Ярославна поутру плачет в Путивле на стене городской, припеваючи: "Ты светлое, ты пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?" 2)Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного рассказа) Старуха Изергиль=)) Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь —- носитель общественного сознания. Ему говорят: “...стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”. Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.    Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками (“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек , заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.    Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием “Данко” и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.
  • 0

#6 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 16:56

билет №2 ) А.С. Грибоедов "Горе от ума" Чатский против фамусовского общества. Чтение наизусть отрывка из комедии. 2) Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина (на примере одного произведения) 1)Чацкий против фамусовского общества (по комедии А. Грибоедова “Горе от ума”)    Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.    Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”, противопоставлен в комедии Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек “века нынешнего”, точнее, того времени, когда, после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ “нового” человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.    Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежным. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его выпады против существующих устоев общества становятся все более резкими.    Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе “А судьи кто?” он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, века “покорности и страха”, века “лести и спеси”.    Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и “охотник поподличать”, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.    Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:    Теперь пускай из нас один,    Из молодых людей, найдется враг исканий,    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,    В науки он вперит ум, алчущий познаний;    Или в душе его сам Бог возбудит жар    К искусствам творческим, высоким и прекрасным,     -Они тотчас: разбой! пожар!    И прослывет у них мечтателем! опасным!!.    Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской — “химик и ботаник”.    Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада,' особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам “искал ума” во время пребывания на Западе, но он против “пустого, рабского, слепого подра-жанья” иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Если фамусовское общество оценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.    Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же мнения чужие только святы?” Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства. Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией. Чацкий и фамусовское общество.    Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.    В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз. Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается — столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.    Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов — это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:    ...Великолепные сооруди палаты,    Где разливаются в пирах и мотовстве...    На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,    Что нынче пуще, чем когда,    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.    Однако дочери своей дает хорошее воспитание.    Гостеприимство для Фамусова — это средство поддержания связей с полезными людьми.    Фамусов — один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.    Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.    Скалозуб — это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него — это не защита отечества, а достижение знатности и денег.    Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин — чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.    В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников. В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.    Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:    Служить бы рад, прислуживаться тошно.    Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.    Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение. Ч а ц к и й (после некоторого молчания) Не образумлюсь... виноват, И слушаю, не понимаю, Как будто всё еще мне объяснить хотят, Растерян мыслями... чего-то ожидаю. (С жаром.) Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давиче так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что всё прошедшее вы обратили в смех?! Что память даже вам постыла Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, Которые во мне ни даль не охладила, Ни развлечения, ни перемена мест. Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, Мой вид, мои слова, поступки - всё противно,- Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный человек?.. (Насмешливо.) Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей.- Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой - и спала пелена; Теперь не худо б было сряду На дочь и на отца, И на любовника-глупца, И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простяков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором,- Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! Уезжает.
  • 0

#7 -

-

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 2,026 posts

Posted 01 April 2005 - 16:58

Гм, а для чего это?..



второй билет.2вопрос, там места не хватает=))

1. Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют “последним классиком”. Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в совершенную художественную форму, где своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли.
2. В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь. Проследим, как менялась тематика и проблематика рассказов Бунина на протяжении его жизни.
а) Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев дворянского общества мы видим в рассказе “Антоновские яблоки
б) В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ “Господин из Сан-Франциско”. С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ нового времени. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил, — да и нужно ли оно ему? Это собирательный образ американского буржуа. “До 58 лет жизнь его была посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия, которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...” — это жизнь, лишенная внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь “вечер был непоправимо испорчен”, хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет “все зависящие от него меры” к устранению неприятности. Всё решают деньги: гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение общества, его негуманность в крайнем ее проявлении.
в) В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль “Атлантида” выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.
В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.
Символичен в рассказе образ огромного, как утес, дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять “среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса... океаном”.
г) Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости. Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).
Еще одной из основных тем творчества писателя является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов “Темные аллеи”. Бунин считал эту книгу самой совершенной по художественному мастерству. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин. Сборник “Темные аллеи” один из последних шедевров великого мастера.

  • 0

#8 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 17:20

гы.. для меня это=)) на компе братья удалят=)) и еще найду все ответы некоторым пацанам помогу из класса, кого заставили литру здавать=))  кажись нашла все ответы по вопросам..ща их надо сгрупировать..=))
  • 0

#9 _Ray_

_Ray_

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 2,050 posts

Posted 01 April 2005 - 17:39

Я еще кажись не дорос чтобы все это читать.=)).Не буду сдавать лит-ру
  • 0

#10 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 18:02

хорошее решение. а то смотри. я все ответы выложу, ща докочаю, сгрупирую и все путем=))
  • 0

#11 Askii

Askii

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 879 posts

Posted 01 April 2005 - 18:18

Правильно мыслишь...Да тока одно жалко,геометрию я сдаю... Сначала тоже лит-ру хотел,но...Но. Мне в эконом-политех-класс надо,потом в финэк мечу...::)
  • 0

#12 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 18:27

билет №3 1) Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений 2) Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина (на примере одного из произведений) 1)Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений. 1. Слово о поэте. 2. Тема поэта и поэзии. 3. Значение лирики А. С. Пушкина. 1. В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. “Муза Пушкина”, по словам В. Г. Белинского, “была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов”. На протяжении всего своего творческого пути поэт был с “веком наравне”, оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств. Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма — все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике “поэзию во всей ее очаровательной красоте”, научил уважать и любить литературу. 2. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта. Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании “К другу стихотворцу” (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом. Пушкину-лицеисту чужд образ казенного “угрюмого рифмотворца” (“К Галичу”, 1815), “скучного проповедника” (“Моему Аристарху”, 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков: Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок... В стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе “пламенный восторг”. Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет: Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет. И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на “священную” область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как “детище” вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: “Что ж изберете вы?” — поэт отвечает: “Свободу”. Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение “Пророк” (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: “Глаголом жечь сердца людей”. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт — избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только “Бога глас” дарует герою его великий путь. Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. “Открылись вещие зеницы” для того, чтобы видеть окружающий мир, “жало мудрыя змеи” дано вместо языка, а вместо трепетного сердца — “угль, пылающий огнем”. Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чуткослышит и видит. “Бога глас” повелевает “жечь сердца людей” поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом. В стихотворении “Поэт” (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, “божественный глагол до слуха чуткого коснется”, поэт ощущает свою избранность, ему становятся чужды суетные забавы света: Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы... В стихотворениях “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от “толпы”, “черни”, понимая под этими словами “светскую чернь”, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ: Как ветер, песнь его свободна, Зато как ветр она бесплодна: Какая польза нам от ней? Такое отношение “непосвященной” толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе: Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес... …………………………………… Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Поэзия — удел избранных: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. “Звуки сладкие” и “молитвы”, красота и Бог — вот те ориентиры, которые ведут его по жизни. Тем же настроением проникнуто стихотворение “Поэту” (1830). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника: Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству: Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд... Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом (стихотворение “Эхо”, 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир: На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда “нет отзыва”. Для поэта главное — служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти “толпы” и “черни”. Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу: Веленью Божию, о муза, будь послушна. Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит. 7. Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории. Окруженный толпой врагов, которые не могли простить ему смелую независимость, сдавленный железным контролем Николая I, он не сдался, не отступил и до конца продолжал следовать своей “дорогою свободной”. Он знал, что его подвиг смогут оценить будущие поколения и с думой о них создавал свои бессмертные произведения. В начале творческого пути в одном из стихотворений он вопрошал: Мои летучие посланья В потомстве будут ли цвести?.. А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества, выразил твердую уверенность в том, что к нему “не зарастет народная тропа”. Мечта Пушкина о “нерукотворном памятнике” сбылась, а его творчество во всех поколениях будет пробуждать “чувства добрые”. Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. ПОЭТ Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы... 2) Основные темы и идеи прозы Куприна (на примере одного из произведений) 1. Слово о творчестве А. И. Куприна. 2. Основные темы и идем творчества: а) “Молох” — изображение буржуазного общества; б) изображение армии (“Ночная смена”, “Поход”, “Поединок”); в) конфликт романтического героя с обыденной действительностью (“Олеся”); г) тема гармонии природы, красоты человека (“Изумруд”, “Белый пудель”, “Собачье счастье”, “Суламифь”); д) тема любви (“Гранатовый браслет”). 3. Духовная атмосфера эпохи. 1. Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны. 2. а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение “Молох”, посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе. Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В “Молохе” наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность. б) Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна “Ночная смена”, “Поход”, а затем и “Поединок” имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах “Поединка” во всем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести — “Поединок”. Тема повести — драма “маленького человека”, его поединок с невежественной средой, который заканчивается гибелью героя. в) Но не во всех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью. В замечательном рассказе “Олеся”, проникнутом подлинным гуманизмом, Куприн воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди — “дети природы”. Такова Олеся, которая так же проста, естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ “дочери лесов”. Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Таким образом, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она — в его реальность. г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, — вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади (“Изумруд”), верность собаки (“Белый пудель”, “Собачье счастье”), женская молодость (“Суламифь”). Куприн воспевает прекрасный, гармоничный, живой мир природы. д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В “Гранатовом браслете” этим даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня — княгиня Вера Шеина — не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок — гранатовый браслет — как нечто ненужное, нарушающее ее покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла “любовь, о которой мечтает каждая женщина”. Взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок — поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта. 3. Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную атмосферу эпохи, изображал “живые картины” окружающего.
  • 0

#13 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 18:57

билет №4. 1) Образ автора и героя в романе Пушкина "Евгений Онегин" Чтение наизусть отрывка из романа. 2) Споры о человеке в пьесе Горького "На дне" Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Чтение наизусть отрывка из романа. 1. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — лироэпическое произведение. 2. Автор — лирический центр повествования в романа. 3. “Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной”. 4. Динамика развития образа автора. Роль лирических отступлений. 5. Заключение. 1. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю. 2. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни. С самого начала романа перед нами возникает облик идейно-передового, жизнелюбивого, человечного, мудрого поэта, проникнутого верой в будущее и прямо высказывающего свои оценки о самых разнообразных явлениях социальной жизни, литературы, театра и других. Это придает “самому задушевному произведению Пушкина” черты глубочайшей исповеди. Роман начинается предисловием, обращенным к читателю: Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. Действительно, роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований. В романе-дневнике отражено пережитое, в нем и “холодные наблюдения ума”, и “горестные заметы сердца”, и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман “поэтической биографией” Пушкина. 3. Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня. Автор, представляя Онегина в качестве своего “доброго приятеля”, уточняет и обстоятельства своего знакомства с ним: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. В Онегине автора привлекает “неподражательная странность и резкий охлажденный ум”. И тот и другой познали “страстей игру”, “в обоих сердца жар угас”, “обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей”. Нравятся автору и умение Онегина вести “язвительный спор”, его желчные шутки и мрачные эпиграммы. Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей столице, стояли над дремлющей Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по “чужим странам”, но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом. Автор и Онегин противопоставлены в отношении к театру: первый называет его “волшебным краем”, а второй видит в нем лишь развлечение, выражая светский взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, автор же любят природу. Они по-разному относятся к любви: для главного героя это “наука страсти нежной”, о себе же автор говорит: Замечу кстати: все поэты — Любви мечтательной друзья. Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет: Не мог он ямба от хорея, Какмы ни бились, отличить. Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель …………………………………… Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет… Свободное движение повествования дает автору возможность легко переходить от одного предмета к другому, тем самым автор может рассказать обо всем: об элегиях и одах, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем “брате двоюродном Буянове” и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города. 4. “Роман героев” существует внутри “романа автора”. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы “Евгения Онегина”: Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречии очень много, Но их исправить не хочу. Пора мне сделаться умней, В делах и в слогепоправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать. Автор рассуждает о собственном прошедшем, “когда в садах лицея... расцветал”, в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем. 5. Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал “Евгений Онегин”. Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот, который был необходим для раскрытия и верного понимания не только образов героев, но и самого автора. 2)Споры о человеке в пьесе М. Горького “На дне”. 1.Познание своего “я” — проблема русской литературы. 2. Образы отверженных в пьесе М. Горького “На дне”. 3. Причины падения героев “на дно”. 4. Отношение автора к обитателям ночлежки. 5. Содержание и значение образа Луки. 6. Неоднозначная оценка личности Луки. 7. Автор и его позиция: “Что лучше: истина или сострадание?” 1. Во все времена человек стремился к познанию своего “я”, цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательна его пьеса “На дне”, написанная в 1902 году. 2. В пьесе “На дне” Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки, которая похожа и на пещеру, и на тюремную камеру, оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев. В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы. 3. Горький не дает нам подробного описания жизненного пути героев, но отдельные реплики, которые произносят персонажи по ходу действия пьесы, позволяют увидеть их судьбы. Сатин служил на телеграфе, но, вступившись за честь сестры, попал в тюрьму, после чего вся его дальнейшая жизнь была предрешена. Актер когда-то играл на сцене, но потерял роли, пристрастившись к спиртному. Васька Пепел вообще никогда не знал другой жизни, кроме воровской. Трагическую судьбу Анны раскрывает ее же фраза: “Не помню — когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Мучалась... как бы больше другого не съесть”. Отчаяньем и безысходностью наполнены слова Клеща: “Работы нет... силы нет... Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо...” Всех этих героев привели в ночлежку социальные обстоятельства. 4. Автор изображает узников костылевской ночлежки с глубокой симпатией, подчеркивая в них проявления истинной человечности, но в то же время обличает бессилие босяков, их неспособность что-либо изменить, идти дальше простого негодования. Правда, несмотря на безысходность своего существования, в душе каждого из героев живет, едва теплится призрачная надежда. Клещ мечтает о честном труде. Пепел — о вольной и праведной жизни. Актер — о былой славе на сцене, Настя — о настоящей, чистой любви. Человеческое в этих людях еще не погибло, они не лишены нравственных качеств, крупиц добра. Квашня оставил умирающей Анне пельмешек, а та отдала их своему мужу; Пепел по доброте дал полтинник на выпивку; Актер вывел умирающую Анну подышать свежим воздухом, миром собрали последние гроши на похороны Анны. 5. Приход Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Лука — странствующий проповедник, который всех утешает и обещает избавление от страданий. Это незаурядная личность, он умен, у него огромный жизненный опыт и острый интерес к людям. К каждому из героев у Луки есть свой подход, ласковое слово. Умирающей Анне он советует не бояться смерти, так как смерть несет покой, которого Анна никогда не знала. Актеру внушает надежду на излечение в бесплатной больнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он говорит о возможности начать новую жизнь с Наташей в Сибири. Вся философия Луки в сжатом виде предстает в одном изречении: “Во что веришь, то и есть”. Он внушает героям пьесы правду идеала, а они не выдерживают правды факта, поэтому правда Луки — спорная и противоречивая. 6. Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы, но обостряются в связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна. С одной стороны: “Хороший был старичок!” (Настя); “Он жалостливый был...” (Клещ), “Старик хорош был... закон душе имел!.. Не обижайте человека — вот закон” (Татарин); “Человек — вот правда... Он это понимал...” (Сатин). С другой стороны: “Старик — шарлатан” (Барон); “Правды он... не любил, старик-то...” (Клещ) и т. д. Какая точка зрения правильная? И та и другая. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Рассказ Луки о том, как он пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел, то есть на зло ответил добром, подтверждает правоту первой точки зрения. В притче о “праведной земле” ставится вопрос о том, нужна ли человеку правда. Человек удавился, когда узнал, что “праведной земли” не существует. Лука считает, что людям правда не нужна, потому что их положение безнадежно. “Лгал из жалости к вам”, — говорит Сатин. И эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера — и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу. Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке — “ложь во спасение”. Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в “золотые сны”. Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта. Не следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно смириться со злом и плыть по течению: “Люди все живут... как щепки по реке плывут”. Эта позиция подрывает стремление каждого человека к лучшему, лишает его надежды, делает его пассивным, жестоким и бессердечным. Сама судьба Бубнова подтверждает его же точку зрения на человека-щепку. Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке. Человеке с большой буквы. Но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем самом: “Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!” Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни. Отвергая “ложь во спасение”, Сатин говорит: “Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!” 7. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир. Автор заканчивает пьесу словами Сатина: “Эх... испортил песню... дурак!” — которые произнесены в ответ на известие о смерти Актера. Устами Сатина Горький адресует эти слова Актеру, который перестал бороться за свою жизнь, смирился и ушел от проблем. Кто виноват в этом? Актер ли, поверивший Луке, или Сатин, раскрывший ему глаза на правду жизни? Что лучше: жестокая правда, которая “обух для человека”, или утешительная ложь? Финал пьесы неоднозначен. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности, автор помогает героям что-то почувствовать, что-то понять, осознать. Но ответа на вопрос автора: “Что лучше: истина или сострадание?” — в пьесе нет.
  • 0

#14 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 19:17

Письмо Татьяны к Онегину Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне все вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... Ты в сновиденьях мне являлся Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно... нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное... Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю... Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором! Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю...
  • 0

#15 ^KaJira^

^KaJira^

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 5,656 posts

Posted 01 April 2005 - 19:20

билет №5 1) Лирическое отступления в романе Пушкина "Евгений Онегин". Чтение наизусть отрывка из романа. 2. Образ Луки в пьесе М.Горького "На дне" 1) Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Чтение наизусть отрывка из романа. 1. Особенности жанра романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. 2. Роль лирических отступлений в романе. 3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности, друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история. 4. Роман “Евгений Онегин” — лирический дневник автора. 1. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, — “дьявольская разница”. Роман “Евгений Онегин” является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях. 2. В романе автор стремится к объективному изображению жизни современного ему общества, что мы и видим в эпической части произведения — сюжете. Герои романа словно “добрые приятели” его создателя: “Я так люблю Татьяну милую мою”, “С ним подружился я в то время...”, “Мой бедный Ленский...” Лирические отступления расширяют временные рамки сюжетного действия в романе, подключая к нему прошедшее. 3. Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, в которых он, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея “он безмятежно расцветал” и к нему стала “являться Муза”, о вынужденном изгнании — “придет ли час моей свободы?” С автором как персонажем романа связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина, печальные и светлые слова о прожитых днях и ушедших друзьях: “Иных уж нет, а те далече...” В размышлениях о жизни, ее быстротечности, о времени поэта посещают философские мысли, с которыми он делится со своими читателями на страницах романа: Ужель мне скоро тридцать лет... …………………………………… Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана. …………………………………… Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был Поэт! Поэта беспокоит судьба его творения, и он, постоянно обращаясь к читателю и представив ему “собрание пестрых глав”, рассказывает со страниц своего романа, как он над ним работает: Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу. …………………………… Пора мне сделаться умней, В делах и в слоге поправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать. Тематика лирических отступлений в “Евгении Онегине” весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте “золотой” дворянской молодежи. Это и тема любви: “Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей”, и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, — сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания. Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. ………………………………… Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы… Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда “трещат морозы”, весна: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; ...и соловей Уж пел в безмолвии ночей. Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие: В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор. Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе — это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года: Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! ………………………………… Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. 4. Роман “Евгений Онегин” — глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Ответ на билет №8 Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения). 1. О создании “южных” поэм. 2. Тематика и идейный пафос романтических произведений А. С. Пушкина. Особенности пушкинского романтизма. 3. Поэма А. С. Пушкина “Кавказский пленник”: — герои поэмы; — типизация черт современного героя; — реалистическое изображение природы и черкесских нравов. 4. Отличие романтизма А. С. Пушкина от романтизма Байрона. 1. Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр русской поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”. Завершает цикл “южных” поэм поэма “Цыганы”, написанная в Михайловском и явно порывающая с романтизмом. 2. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы, за освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические, выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в пушкинском творчестве — это переходный этап к реализму. Реалистические тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы. Их основная тема — “противуречия страстей”, неудовлетворенность героев действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия, способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного, отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, — таков основной идейный пафос поэм. Сюжеты “южных” поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в основе каждого из них лежит реальный факт. 3. В поэме “Кавказский пленник” (1820—1821) Пушкин хотел воспроизвести некоторые типические черты современного героя. “...Я в нем хотел изобразить равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века”, — писал Пушкин В. П. Горчакову. Герой “Кавказского пленника”, “отступник света, друг природы”, типичен. Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике “увядшее сердце”, “души печальный хлад”, безучастность “к мечтам о мире”, разочарованность. Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в прославлении которой пафос поэмы: Свобода! он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой “Кавказского пленника” — человек из высшего света в плену у черкесов — друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека — свобода и независимость. Но душа его опустошена, и он “вянет” от “злой отравы” страстей, “истребивших” его чувства. Он ...бурной жизнью погубил Надежду, радость и желанье, И лучших дней воспоминанье В увядшем сердце заключил. В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная любовь пробуждает “окаменевшего” героя к новой жизни: К Черкешенке простер он руки, Воскресшим сердцем к ней летел, И долгий поцелуй разлуки Союз любви запечатлел. Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно поменяла местами героя и героиню. Он “летит” к ней “воскресшим сердцем”, а она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее гибели. Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в родной аул. В прощальном монологе она говорит: ...Нет, русский, нет! Она исчезла, жизни сладость; Я знала все, я знала радость, И все прошло, пропал и след. В поэме “Кавказский пленник” проявляются эпические, объективно-повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских нравов. 4. Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин не стал его подражателем. Его “южные” поэмы отличаются от восточных поэм Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и нравов в свойственных им “местных красках”; противопоставлением человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев, патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: “Он заботился не о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным той действительности... которая просилась под его перо”.
  • 0



Reply to this topic



  


0 user(s) are reading this topic

0 members, 0 guests, 0 anonymous users